Аленка (lhelen) wrote,
Аленка
lhelen

Как говорить с детьми, чтобы они учились

10167928_1443233129251429_666198002410305039_nВремя, оно как горный ручей, течет, бурлит и за ним не угонишься. Писать я стала реже, это потому что основная работа не связана с компьютером. Страшно корю себя за это, но вечером пока покрутишься по дому, уже ничего не хочется. Это прелюдия :)

Попалась тут мне книга на глаза. Вот вроде и не нужна она мне, дети, хвала Создателю, учатся сами и понукания им уже не нужны. Но взгляд зацепился и, как запойный буквоед, книгу скачала. Книга называется "Как говорить с детьми, чтобы они учились", авторы Адель Фабер и Элейн Мазлиш

С одной стороны, стандартный американский прием в пособиях, подобного рода. Типа "он стал миллионером! А начинал с продажи вареного яйца" бла-бла-бла. Ну вы все читали книги похожего стиля, они все написаны по одной схеме. Но иногда и в таких книгах попадаются зерна разума.


И именно в этой " Как говорить с детьми" этих зерен предостаточно. Вы когда-нибудь задумывались, почему иногда похвала не находь отклика у ребенка? Вроде говоришь ему "молодец!" или "ты класс но рисуешь!". Чаще всего на такую похвалу дети надувают губы "нет, не молодец". Да и сами вы, честно признайтесь, не очень-то искренни, глядя на не всегда понятные художества и произнося "замечательный рисунок". Дети к себе более критично относятся, чем мы думаем. Мы, желая их подбодрить и вселить уверенность, стараемся чаще хвалить. Но по большей части все усилия коту под хвост, дети не нуждаются в такой похвале, им нужен критический взгляд. Так что же, критиковать постоянно?
Ни в коем случае! Авторы по полочкам раскладывают, как работать над собой и "правильно" хвалить. Кстати, это относится не только к детям, но и ко взрослым. Сейчас сама пробую по этой методике. Знаете, сложно, но получается! Хотя иногда опять же сбиваюсь на "ты молодец!". Но в тех случаях, когда получается именно рассказать о том, что хорошо и что мне понравилось, мои дети как-то больше открываются и начинают говорить о своих планах в конкретном проекте и вообще, о жизни.
И вот еще прочитала недавно от одного психолога, как раз в тему:
Вчера была на родительском собрании в 7 классе после тренинга, который я проводила для детей. Мы всегда выступаем перед родителями после проведенного тренинга. Обычно на таком собрании говорится как дети себя проявили на тренинге, что нам (психологам) понравилось в их поведении и что насторожило: какие проблемы мы видим.
Перед этим собранием я сознательно решила, что буду говорить о детях только хорошее.AnchorЭто было трудно. Пришлось вспомнить все занятия, и кто как себя проявлял именно с хорошей стороны. Не обо всех было легко говорить хорошее. Пара человек у меня вызвала в связи с этим затруднения. Но я решила, что «выкручусь» по ходу.
Первое, что мне захотелось сделать, выйдя перед десятком пар родительских глаз, - это сказать родителям, что у них совершенно потрясающие, замечательные, талантливые дети. Я об этом тут же и сказала. И увидела в глазах изумление. Этого они не ожидали. Потом я сказала, что прежде чем я что-то расскажу им об их детях, я хотела бы, чтобы они мне рассказали, какие хорошие у них дети. Родители замерли. Через несколько секунд одна мама начала говорить: «Я знаю, что мой Даня очень хороший!» После этого она замолчала, и, подумав немного, сказала, что не знает что еще сказать. После паузы, медленно подбирая слова, как будто нащупывая почву под ногами, начала перечислять что он умеет. Через каждые три- четыре слова похвалы звучало но…, а дальше шел рассказ о недостатках. Приходилось напоминать, что просьба была рассказать хорошее.
Оказалось, что это очень трудно родителям – говорить о своем ребенке только хорошее. Я то ведь готовилась, а им пришлось с чистого листа:) К стати, в тренинге я тоже просила ребят рассказать о себе все хорошее, что они могут вспомнить или придумать. И им было очень трудно , почти невозможно. Помню, что кто -то из девочек в итоге сказал, что это не прилично – говорить хорошее о себе. Что-то хорошее могут говорить о человеке только другие. А если сам человек говорит- то это не скромно. Вот одна из мам тоже сказала, что говорить только хорошее – значит баловать ребенка, учить его хвастаться. А хвастаться – нехорошо.
Но постепенно, по очереди, родители начинали свои рассказы о детях. И к каждому я старалась добавлять какие-то эпизоды детских проявлений на тренинге. Только хорошее! Не забыть. Только хорошее. Приходилось следить за каждым словом. Приходилось мысленно отсеивать из каждого эпизода проблемы и сложности и сосредотачиваться только на достижениях или проявлениях помощи, поддержки, сообразительности, тонкости восприятия ит.д.
И родители добавляли все больше и больше. Так я узнала, что один мальчик пишет рассказы в стиле Стругацких и каждый вечер читает маме новые отрывки, а другой мальчик прекрасно умеет готовить, мальчик и девочка из класса встречаются вечерами чтобы делать уроки, и она сидит на диване, а он на полу у ее ног и читает ей из учебника истории или из «Евгения Онегина». А еще один играет на скрипке, а другой рисует географические карты. А девочка с черным лаком на ногтях и «прикидом» малолетнего вампира очень любит играть с младшими братьями и сестрами и пишет стихи. И много, много всего…
И в это момент я чувствовала, что мне повезло встретиться с самыми интересными и талантливыми мальчишками и девчонками. Что каждый из них личность и не похож на другого. И родители вдруг это увидели. И поняли, что важно это, а не 13 двоек в дневнике. И мама того, что с 13 двойками вдруг сказала что вчера муж, которому она с возмущением рассказывала про двойки, вдруг посадил ее напротив себя и сказал: «Просто живи!» И как она застыла, услышав эти слова, потому что поняла, что она не живет, а беспокоится за двойки, или кем будет сын, когда вырастет. И говорит сыну о счастье, а сама давно забыла что это такое.
И остальных родителей словно тоже поразили эти слова: ПРОСТО ЖИВИ! И все вдруг засобирались домой. И я попросила их на прощание, придя домой, рассказать их детям,- какие они хорошие. И уходили они с просветленными лицами.
А когда мы шли с классной руководительницей до остановки и я сказала ей, что по поводу одной девочки у меня были затруднения, чтобы говорить о ней только хорошее, то она очень удивилась и всю дорогу рассказывала, какая замечательная эта Ира и как в ней много талантов. А потом рассказала, что для мальчика, которого «не приняли» в классе после его прихода из другой школы, другая девочка сегодня в школе сама нарисовала открытку, уговорила всех ребят класса расписаться, а потом сама вышла к доске и поздравила его от ребят всего класса с днем рождения.
А я, почему-то, уже второй день чувствую себя счастливой!:)
P.S. Хочу добавить, что сегодня я на группе супервизии рассказала об этом собрании, и девушка -психолог, из одной из школ сказала, что второй год в их школе "проводят эксперимент". Родителям одного 10-го класса в начале прошлого учебного года решили (учительница) говорить только хорошее. А в другом классе - как обычно:) Так вот к концу учебного года в первом из классов на родительские собрания ходили 31 человек из 33. И то, только потому, что у двоих были не родители, а попечители - бабушки, и им было трудно приходить. А во втором десятом классе к концу года на собрания приходили 15% родителей учеников. Такая вот статистика.
А еще девушка сказала, что завтра у нее собрание в третьем классе и она очень не хотела туда идти, т.к не знала что говорить. А теперь ей очень хочется туда пойти, потому что она очень хочет узнать хорошее про этих детей:)


И еще, Родители - это не просто "ну вот, вырастим детей до 20, а там пусть сами живут как знают". Когда-то я и сама так думала, когда мне было 20. Но все не так просто, Родитель - это работа над собой и над отношениями с детьми (и с мужем, кстати) всю жизнь! Ведь взрослые дети, они так же остаются нашими детьми, умными, знающими, но все же детьми. И кто, как не родители могут все-все понять, принять, простить и помочь? Самое главное, помочь разобраться в себе! А для этого надо учиться и учиться постоянно. И учиться никогда не поздно

P.S. Мое мнение не может не совпадать с вашим и это нормально. Выскажите его, моя точка зрения может быть ошибочной, под влиянием ваших высказываний я тоже могу меняться. Спасибо за внимание
Tags: дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments