Аленка (lhelen) wrote,
Аленка
lhelen

  • Mood:

Выставка «Определенное состояние мира?»

Не сиделось мне вчера на месте и потащила я мужа на выставку. Выставку выбирала по интернету: хотелось не очень далеко ехать и в то же время посмотреть что-нибудь оригинальное. Выбор пал на Центр современной культуры «Гараж», тем более что я там не была еще ни разу. Ближайшее метро к «Гаражу» - Новослободская. Но как оттуда идти до центра культуры не спрашивайте, не знаю, ездила на машине. Единственное, отметила, что Гараж находится явно не в 5-ти минутах ходьбы, а много, много дальше. Приглашаю и вас посетить эту выставку с нами, пусть даже виртуально.

На руках была аннотация из интернета про выставку:
«Француз, миллиардер, самый влиятельный в мире коллекционер, владелец аукционного дома Christie’s, Франсуа Пино искусством заниматься не собирался. Сын лесника, родившийся во французской провинции Бретань, всегда планировал делать деньги. Чем и начал заниматься, едва закончив школу. Загадочным ¬образом разбогател в Алжире, торговал древесиной, покупал и продавал компании, занимавшиеся чем угодно, — а потом вдруг приобрел за 8,8 миллиона долларов картину Пита Мондриана. Тут-то и началась совсем другая история.
Сегодня в коллекции Пино свыше 250000 единиц хранения; большая их часть лежит в запасниках и ждет своей очереди: коллекцию по частям показывают в венецианском палаццо Грасси, ¬которое Пино купил в 2006-м. Дать внятное определение, какого рода искусство покупает и показывает Пино, невозможно. В его коллекции — все на свете: пылесосы и надувные собаки Кунса, цветные полосочки Марка Ротко, молящийся Гитлер Маурицио Каттелана, расчлененные коровы Дэмиена Херста, а вместе с ними совсем молодые или малоизвестные китайские, иранские и индийские художники.
Из всего этого многообразия коллекционер и его курато¬ры набрали разного искусства, места которому в палаццо Грас¬си на эту весну не нашлось, и привезли в Россию, в центр «Гараж», места в котором этой весной предостаточно. Привезли видео (поднадоевшего Билла Виолу, швейцарских шутников Фишли и Вайса, видеоэстета Пьера Юига), несколько скульп¬тур (включая страуса Маурицио Каттелана и моряка Попая Джеффа Кунса) и инсталляции (среди кото¬рых — гигантская работа Пола МакКарти и Майка Келли с объектами на тему ¬войны и минималистическая, состоящая из разноцветных ¬неоновых лампочек, от Дэна Флавина). Для образования мало-мальски интересной и похожей на правду логики экспозиции выставку поделили на ¬раз¬делы: «Война», «Общество спектакля», «Глобализация», «Время на размышление». Что, правда, ни к какому общему знаменателю собрание не привело. Набор из знаменитых имен — Кунс, Херст, Мураками — рядом с художниками из Африки (Паскаль Мартин Тайю), Азии (Кимсуджа) или арабских стран (Ширин Нешат); произведения из овсяной крупы и сливочного масла рядом с ¬высокотех¬нологичным видео — хоть как-то объяснить все это может ¬разве что знак вопроса в конце названия выставки ¬«Опре¬деленное состояние мира?». Впрочем, вопрос этот — ¬ритори¬ческий.
Инсталляция, скульптура, видеоарт. Избранные произведения из коллекции Фонда Франсуа Пино. Дэн Флавин, Джефф Кунс, Пол Маккарти, Майк Келли, Синди Шерман и Билл Виола (все — США), Такаши Мураками (Япония), Лорис Грео и Пьер Юиг (оба — Франция) и другие.»
Это то, что было написано в «Афише». Да, и еще «Афиша» любезно на своем сайте всем желающим предоставляет аудиогид, который можно закачать в свой MP3 и слушать на выставке (для сравнения, тот же самый гид на самой выставке можно взять за 150 рэ – а я за экономию!). Ну что ж, посмотрим….




 

Вот мы у «Гаража» - само место и здание говорят за себя – это Современная культура. Ранее никому бы не пришло и в голову расположить выставочные залы в гаражах.
Первое, что прямо кидается в глаза при входе – это ЧЕРЕП. Снимала его с разных ракурсов. Прибавьте к этому еще и нереальное синюшное освещение.
ФОТО Череп в гараже


Далее фото черепа с разных ракурсов и в маштабе (с моим мужем - рост 180)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже потом обратила внимание на сам интерьер «Гаража». И уже в последнюю очередь заметила стойку с девушкой, продающей билеты и буклеты. Что ж, 100 рублей с носа в кассу и вперед – созерцать современность.
Неприятным моментом был запрет снимать выставку – ну что ж, картинок нарыла в интернете, правда из музея в Венеции, и по ходу буду их комментировать. Но так даже получится интереснее, потому как у нас все это представлено, гм, как бы это мягче сказать, не совсем к месту и гламуром тут уже не пахнет, а только «Гаражом».

ФОТО для сравнения Череп на Гранд Канале в Венеции (фото справа)
Cубодх Гупта Очень голодный Бог, 2006 Конструкция из нержавеющей стали, покрытая кухонной утварью 320 x 280 x 330  см



 
Выставка поделена на три зоны
Война. В этой части экспозиции говорится о том состоянии, в котором мы находимся – состояние глобальной войны. Да, и в части Война нас постоянно преследует запах, отвратительный запах масла и какой-то технической, индустриальной дряни. Хотя перед входом в эту зону находится кафе и там ничего подобного не ощущалось. Видать очень хорошо зонированная вентиляция. В этой экспозиции не очень приятно: везде валяется мусор, стоптанные башмаки, стоят солдатские огромные палатки и вся экспозиция в основном находится в них. В одной валяются грязные матрасы,  в примыкающей к ней создан квадрат из скамеек и в середине валяется большой матрас – видать тут проходят кулачные или другие, какие уж не знаю, бои. Везде полумрак, а в палатках особенно, только под потолком палаток мигают красные лампы и то редко (видимо, чтоб не сильно разглядывали все эти «прелести войны»). Как объясняется из аудиогида – это мир американских солдат, надо сказать, что их мир ужасен. Правда , сравнить мне особо не с чем, в расположениях нашей армии не была, но надеюсь что у нас все не настолько грубо и ужасно. Посредине, между палатками, грудой свалены бруски то ли масла, то ли сала, которые как раз так отвратительно и воняют. Еще в одной палатке (ну это меня больше всего поразило и прямо передернуло от отвращения) стоит хирургический стол, а на столике возле него (где должны быть разложены хирургические всякие железки) валяются члены разных размеров. Бррр, ну и забавы у американских солдат. Тут же за палатками стоит огромный стол, на котором разложены плотными рядами слайды с запечатленными на них сценами военной жизни. Тут тебе и безголовые трупы, солдаты с развороченными лицами, солдаты сношающиеся друг с другом, насилующие женщин, избивающие детей. Все это перемежается слайдами с танцующими красавицами. Многое тут из 50-х годов. Кстати, на белых стенах постоянно идут видеоролики из того, как собирались экспонаты и т.п.
Общество спектакля. Самая большая экспозиция, и, на мой взгляд, самая бестолковая. Здесь при входе стоит огромная ванная с льющейся в нее водой. Посредине стоит страус (в Венеции он стоит в углу).


 

Голова страуса находится в развороченном бетонном полу. На стенах висят плазмы с совершенно непонятным видео: откуда оно, зачем, о чем говорит? Ну и на стенах развешаны плакаты с Марлен Дитрих в разных фильмах и американской художницы Синди Шерман.



 

ФОТО Синди Шерман «Без названия», 2007–08 Цветная фотография 115,9 x 89,2 см
Далее висят сердца



Джеф Кунс «Подвешенное сердце (красное/золотое)», 1994–2006 Высокохромистая нержавеющая сталь с прозрачным цветным покрытием 291 x 280 x 101,5 cм



Тим Нобл и Сью Вебстер/ «Жертвенное сердце», 2007/ Стекловолокно, раскрашенный алюминий, нержавеющая сталь, крышки рефлекторов, лампы, держатель, электронные секвенцеры/ 307,3 x 195,6 x 127 см



Хоана Васконселуш/ «Независимое сердце (красное) № 3», 2008/ Раскрашенный чугун, красные пластмассовые ножи, ложки и вилки, металлическая цепь, CD, аудиосистема/ 345 x 200 x 80 см


У нас они висят опять же не как в Венеции. В нашем гаражном интерьере все это выглядит несколько нелогично и чужеродно.
Далее стоят стойки-змеи, увешанные платками, самыми разными, как они, в принципе, висят в магазинах.
Перетекая в следующий зал Глобализация мы видим две фигуры игрушек , размером с 10-летнего ребенка. Фигуры некие инопланетные, по крайней мере так изображают инопланетян в фильмах. Подробнее можно будет посмотреть на видео, ссылку на которое я размещу в конце статьи. К сожалению, на видео показан только один экспонат, самый отвратительный. Второй был в костюме «семейки Адамс», такой же бледный и нереальный.
Посредине этого "чуда" непонятная композиция


 


Лори Грео «Спородинамики», 2008 Резина, силикон, динамики, электролампы Разные размеры Фото: Оливье Паскаль


Далее идет уже вообще нечто непонятное: остов форда, стилизованная комната, скорее, бедного вьетнамца. Скульптура китайского художника из стульев-барабанов и их восточных дастарханов (или как они называются в Китае?).

В рамках экспозиции есть два помещения, в которых расположены видоинсталяции. Их так же можно посмотреть через видеогид, рассказывать о них бесполезно - просто словами это не передашь. Единственное, показана только одна видеоинсталяция. Вторая - темная комната, посредине стоят скамьи, на стене огромный экран и там ГОРОД, ночной осенний город. Вернее, всего два многоэтажных дома и дорога. Окна в доме гаснут-зажигаются-гаснут........

Раздел завершает огромная столешница с набором совершенно разной посудой, принадлежащей разным религиозным группам.
Финальный аккорд выставки – особое пространство-эпилог. Это большой медитативный зал с ионовой инсталляцией, призванной сесть и подумать: А ЧТО ЭТО БЫЛО?!
Уже потом я нашла в интернете видеогид по этой выставке. Видеогид мне показался более интересным. Да, некоторых вещей в этой виртуальной выставке нет, но и нет того ощущения брезгливости и пугающей мерзопакостности после посещения выставки в реале.
 

Прошу высказаться, у кого какое мнение по современному искусству? Неужели оно на самом деле отражает НАШ мир? Неужели он так....МЕРЗОСТЕН И ОТВРАТИТЕЛЕН?

Дискуссия по выставке находится ТУТ
Tags: выставка, рецензия, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments